Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
23.11.2015

Определение психологического теста - Психологическое тестирование

Психологическое тестирование — это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: Основой психологического тестирования является психологический тест — стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.

Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента. Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах — психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика — это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология — это наука о разработке, конструировании тестов. В связи с наличием двух способов вынесения оценки по тесту различают два типа психологического диагноза. Первый тип заключается в констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

В этом случае полученные данные об индивидуальных особенностях психики тестируемого соотносятся с некоторым заданным критерием. Для этого проводится ранжирование всех обследуемых по степени представленности исследуемого показателя, вводятся высокий, средний, низкий и т. Строго говоря, психологический диагноз есть не только результат сравнения эмпирических данных с тестовой шкалой или между собой, но и итог квалифицированной интерпретации с учетом многих привходящих факторов психического состояния тестируемого, его готовности к восприятию заданий и отчету о своих показателях, ситуации тестирования и пр.

Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрениями психолога. Например, в зависимости от предпочитаемой теории личности исследователь выбирает тип личностного опросника. Использование тестов — неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: Возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой обусловила бурное развитие метода тестирования.

Вместе с этим накапливались знания об индивидуально-психологических особенностях людей. Дифференциально-психологическое изучение человека формировалось не только как следствие развития экспериментальной психологии.

Разработка психологических тестов велась во многих странах Европы и в США. Первоначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был иным.

В этих экспериментах изучались не различия в реакциях испытуемого на разные стимулы, а индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента. По заказу министерства образования Франции французский психолог А. Бине разработал тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах.

Симоном и получил название шкалы умственного развития Бине — Симона. Разработанная шкала содержала 30 заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Например, для ребенка трех лет требовалось: Если ребенок решал все задания, ему предлагались задания более старшей возрастной ступени. В этих редакциях был расширен возрастной диапазон — до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий следующим образом: Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагали задания следующей старшей возрастной группы.

Если же он не выполнял задания своей возрастной группы, ему предлагались задания предшествующей младшей возрастной группы. Базовым умственным возрастом считался тот, все задания которого были выполнены ребенком. Штерном было введено понятие коэффициента интеллекта IQ , определяемого как отношение умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.

Бине было продолжено в Стэнфордском университете США под руководством американского психолога Л. Она имела два существенных отличия от предыдущих редакций. Во-первых, в ней использовался коэффициент интеллекта, а во-вторых, вводилось понятие статистической нормы. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения теста равнялся , а статистическая мера разброса — стандартное отклонение — Таким образом, все индивидуальные результаты в пределах от 84 до считались нормальными.

Если тестовый показатель был выше , ребенок считался одаренным, если ниже 84 — умственно отсталым. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты до сих пор проверяются на валидность путем сопоставления с результатами этой шкалы. Создавались тесты для отбора в различных отраслях производства и сферы обслуживания тесты Мюнстерберга для профотбора телефонисток, тесты Фридриха для отбора слесарей, тесты Гута для наборщиков и др.

Это привело к появлению группового тестирования. Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях. Крепелин продолжил работу Ф. Гальтона над методикой свободных ассоциаций. Мюрреем был разработан тест тематической апперцепции ТАТ , который в настоящее время имеет множество модификаций. Параллельно развивались теоретические основы конструирования тестов, совершенствовались методы математико-статистической обработки.

Появились корреляционный и факторный анализ Ч. Это позволяло разрабатывать принципы стандартизации тестов, что давало возможность создавать согласованные тестовые батареи. В итоге были предложены методики, построенные по факторному принципу опросник Р. Кеттелла 16PF и др. Если раньше тесты были направлены на отсев, отбор, типизацию людей по различным категориям, то в —е гг. Появилось огромное количество личностных опросников, цель которых — углубленное познание личности, выявление ее особенностей опросники Г.

Значительное количество тестов специальных способностей и достижений было создано по запросу со стороны промышленности и образования. В середине XX столетия появились критериально-ориентированные тесты. Одна из наиболее удачных классификаций предложена американским психологом С.

Он разделил методы психодиагностики на три группы: Субъективные методы, к которым Розенцвейг отнес опросники и автобиографии, требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом. Объективные методы требуют исследования через наблюдение за внешним поведением. Проективные методы основываются на анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно-нейтральным материал.

Оллпорт предложил различать в психодиагностике прямые и непрямые методы. В прямых методах выводы о свойствах и отношениях испытуемого делаются исходя из его сознательного отчета, они соответствуют субъективным и объективным методам Розенцвейга.

В непрямых методах выводы делаются на основании идентификаций испытуемого, они соответствуют проективным методам в классификации Розенцвейга. В отечественной психологии принято подразделять все психодиагностические методики на два типа: Для формализованных методик характерна жесткая регламентация процедуры обследования точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала и т.

Эти методики позволяют собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, количественно и качественно сравнивать результаты большого числа испытуемых.

Малоформализованные методики дают ценные сведения об испытуемом в тех случаях, когда изучаемые явления плохо поддаются объективизации личностные смыслы, субъективные переживания или чрезвычайно изменчивы состояния, настроения. Малоформализованные методы требуют высокого профессионализма психолога, значительных затрат времени. Однако полностью противопоставлять эти типы методик не следует, так как в целом они дополняют друг друга.

Всю группу формализованных методик иногда называют тестами. Однако в данной классификации они включают в себя четыре класса методик: К малоформализованным методикам относятся: В контексте рассматриваемой темы обратимся к классификации С.

Розенцвейга, представленной и детально рассмотренной в работе В. При использовании субъективного диагностического подхода получение информации основано на самооценке исследуемым своего поведения и личностных особенностей.

Соответственно, методики, основанные на использовании принципа самооценки, называют субъективными. Субъективные методики в психодиагностике в основном представлены опросниками.

В Словаре-справочнике по психодиагностике [78] утверждается, что к опросникам относятся психодиагностические методики, задания которых представлены в виде вопросов. Однако такое представление заданий является лишь внешним признаком, объединяющим опросники, но вовсе не достаточным для отнесения методик к этой группе, поскольку в виде вопросов формулируются задания и интеллектуальных, и проективных тестов.

По процедуре использования опросники сближаются с анкетированием. И в том и в другом случае общение между исследователем и исследуемым опосредовано анкетой или опросником. Исследуемый сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Подобная опосредованность дает возможность проведения массового психодиагностического исследования с помощью опросников. Вместе с тем существует и ряд различий, не позволяющих рассматривать анкеты и опросники как синонимы. Определяющим является различие в направленности: Отсюда следуют различия в специфике исследовательских процедур анкетирования и тестирования с помощью опросника. Анкетирование обычно анонимно, тестирование с помощью опросника — персонифицировано. Анкетирование, как правило, формально, ответы респондента не приводят ни к каким непосредственным последствиям, тестирование — личностно.

Анкетирование более свободно по процедуре сбора информации вплоть до рассылки анкет по почте, тестирование обычно подразумевает непосредственный контакт с тестируемым. Таким образом, опросник — это тест для выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.

А вопросник в строгом смысле слова — это совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемая в анкету или опросник при их конструировании. Опросник, таким образом, включает инструкцию испытуемому, перечень вопросов т. По принципу построения различают опросники-анкеты и собственно опросники. К опросникам-анкетам относятся методики, несущие в себе элементы анкеты.

Для них характерно включение вопросов не только закрытого, но и открытого типа. Обработка закрытых вопросов производится по соответствующим ключам и шкалам, результаты дополняются и уточняются информацией, получаемой с помощью открытых вопросов. Обычно в опросники-анкеты включаются вопросы на выявление социально-демографических показателей: Опросник-анкета может целиком состоять из открытых вопросов, причем иногда количество ответов на вопросы не ограничено.

Кроме того, к опросникам-анкетам принято относить методики, предмет диагностики которых слабо связан с личностными характеристиками, даже в том случае, если такие методики имеют формальные признаки опросника например, Мичиганский скрининг-тест алкоголизма.

По сфере преимущественного применения различают узкопрофильные опросники и опросники широкого применения широкого профиля. Узкопрофильные опросники, в свою очередь, делятся по сфере преимущественного применения на клинические, профориентационные, сферы обучения, сферы менеджмента и работы с персоналом и др. Некоторые опросники созданы специально для вузовской и школьной психодиагностики опросник диагностики уровня школьной тревожности Филлипса , психодиагностики в сфере менеджмента опросники самооценки деловых и личностных качеств менеджеров различных уровней, выявления степени лояльности к фирме и т.

Иногда узкопрофильные опросники со временем становятся опросниками широкого профиля. Например, известный Миннесотский многопрофильный личностный опросник MMPI создавался как сугубо клинический, для выявления психических заболеваний. Затем благодаря созданию значительного количества дополнительных неклинических шкал он стал универсальным, одним из наиболее употребительных личностных опросников.

В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое с помощью опросника явление, выделяют опросники состояний и опросники свойств личностные опросники. Существуют также комплексные опросники. Психические состояния ситуационно обусловлены и измеряются минутами, часами, сутками, очень редко — неделями или месяцами. Поэтому инструкции к опросникам состояний указывают на необходимость отвечать на вопросы или оценивать утверждения в соответствии с актуальными а не типичными переживаниями, отношениями, настроениями.

Довольно часто опросники состояний используются для оценки эффективности коррекционных воздействий, когда диагностируются состояния до и после сеанса воздействия или до и после серии сеансов например, опросник САН, позволяющий оценить состояние по трем параметрам: Психические свойства представляют собой более устойчивые явления, чем состояния. На их выявление направлены многочисленные личностные опросники.

Комплексные опросники сочетают в себе признаки опросника состояний и опросника свойств. В подобном случае диагностическая информация является более полной, поскольку состояние диагностируется на определенном фоне личностных свойств, облегчающих или затрудняющих возникновение состояния. Например, опросник Спилбергера — Ханина содержит шкалу реактивной тревожности с помощью которой диагностируется тревожность как состояние и шкалу личностной тревожности для диагностики тревожности как личностного свойства.

В зависимости от степени охвата свойств личностные опросники делятся на реализующие принцип черт и типологические. Опросники, реализующие принцип черт, подразделяются на одномерные и многомерные. Одномерные личностные опросники направлены на выявление наличия либо степени выраженности одного свойства. Выраженность свойства подразумевается в каком-то диапазоне от минимально до максимально возможного уровня. Поэтому такие опросники часто называют шкалами например, шкала тревожности Ж.

Достаточно часто опросники-шкалы используются в целях скрининга, т. Многомерные личностные опросники направлены на измерение более чем одного свойства.

Перечень выявляемых свойств, как правило, зависит от специфики области применения опросника и концептуальных воззрений авторов. Шострома, созданный в рамках гуманистической психологии, направлен на выявление таких свойств, как принятие себя, спонтанность, самоуважение, самоактуализация, способность к близким контактам и т.

Иногда многомерные опросники служат основой для создания одномерных опросников. Например, шкала тревожности Ж. Тейлор была создана на основе одной из шкал опросника MMPI. При этом на создаваемые одномерные опросники не могут автоматически переноситься показатели надежности и валидности исходных многомерных опросников.

В данном случае требуется дополнительная оценка этих характеристик производных методик. Количество шкал в многомерных опросниках имеет определенные пределы.

Так, тестирование опросником 16PF Р. Опросник MMPI содержит 10 основных шкал и три контрольные шкалы. Испытуемый должен ответить на вопросов. Как показывает практика, дальнейшее увеличение количества вопросов непродуктивно, поскольку ведет к росту почти в геометрической прогрессии необходимого для ответов времени, развитию усталости и монотонии и к падению мотивации испытуемых.

Типологические опросники создаются на основе выделения личностных типов — целостных образований, не сводимых к набору отдельных свойств. Описание типа дается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя типа.

Указанная характеристика может содержать значительное количество личностных свойств, которое при этом не обязательно жестко лимитировано. И тогда целью тестирования будет выявление не отдельных свойств, а близости обследуемого человека к тому или иному личностному типу, что можно сделать с помощью опросника с достаточно небольшим числом вопросов.

Ярким примером типологических опросников являются методики Г. Эти две личностные характеристики представлены в виде ортогональных осей и круга, в секторах которого выделяются четыре типа личности: Для описания типов Айзенком использовано порядка 50 коррелирующих между собой разноуровневых черт: Впоследствии Айзенк предложил сопоставить эти типы с типами темперамента по Гиппократу и И.

При создании методики экспресс-диагностики характерологических особенностей подростков Т. Матолиным исходные типы личности по Айзенку были разбиты на 32 более дробных типа с описанием путей психолого-педагогического воздействия, что позволяет использовать опросник в работе педагога, школьного психолога, работника службы занятости.

По оцениваемой подструктуре личности выделяют: Опросники каждой из групп могут быть как типологическими, так и нетипологическими. Например, опросник темперамента может быть направлен на диагностику как отдельных свойств темперамента активности, реактивности, сензитивности, эмоциональной возбудимости и т. Из опросников диагностики темперамента большую популярность получили методики В. Стреляу и ряд других. Опросники составлены с таким расчетом, чтобы о свойствах темперамента конкретного испытуемого можно было бы судить по его описанию своих эмоциональных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях.

Диагностика темперамента с помощью таких опросников не требует специального оборудования, занимает сравнительно немного времени и может быть массовой по процедуре. Основной недостаток этих тестов заключается в том, что относимые к темпераменту поведенческие проявления несут на себе отпечаток не только темперамента, но и характера.

Тест в психологии - это метод исследования личности. Психологические тесты с ответами

Поэтому опросники темперамента дают информацию не столько о темпераменте, сколько о типичных формах реагирования испытуемого в тех или иных ситуациях. Опросники для диагностики характера также могут быть как опросниками отдельных черт, так и опросниками типа характера в целом. Примерами типологического подхода к характеру являются опросник X.

Шмишека, направленный на выявление типа акцентуации характера по типологии К. Леонгарда, и опросник ПДО патохарактерологический диагностический опросник , выявляющий тип акцентуации характера по типологии российского психиатра А. В работах немецкого психиатра К. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях только характера, потому что в действительности речь идет именно об особенностях и типах характера, а не личности.

Диагностика способностей с помощью субъективных опросников проводится редко. Считается, что дать достоверную оценку своим способностям большинство людей не в состоянии. Поэтому при оценке способностей предпочтение отдается объективным тестам, где уровень развития способностей определяется на основе результативности выполнения испытуемыми заданий тестов.

Однако ряд способностей, самооценка развития которых не вызывает включения механизмов психологической защиты, можно успешно измерять и с помощью субъективных тестов, например коммуникативные способности.

Диагностика направленности личности может представлять собой определение типа направленности в целом или исследование ее компонентов, т. Из них достаточно крупные группы методик составляют опросники интересов, опросники мотивов и опросники ценностей. Наконец, если выявляемые опросником свойства принадлежат не к одной, а к нескольким подструктурам личности, говорят о смешанном опроснике.

Это могут быть адаптированные зарубежные опросники, где нет традиции проводить границы между темпераментом и характером, характером и личностью в целом. В рамках объективного подхода диагноз выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Эти показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе в отличие от субъективных тестов и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию в отличие от проективных тестов.

В зависимости от предмета тестирования существует следующая классификация объективных тестов: Тесты личности, как и личностные опросники, направлены на выявление личностных особенностей, однако уже не на основе самоописания этих особенностей испытуемым, а через выполнение им ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур EFT подразумевает поиск испытуемым простых черно-белых фигур внутри сложных цветных фигур.

Тесты интеллекта направлены на оценку уровня интеллектуального развития. Измерению в тестах интеллекта подлежит как понятийное словесно-логическое , так и образное и наглядно-действенное предметное мышление. В первом случае задания обычно носят вербальный речевой характер и предлагают испытуемому установить логические отношения, выявить аналогии, произвести классификацию или провести обобщение между различными словами, обозначающими какие-либо предметы, явления, понятия.

Применяются также математические задачи. Во втором случае предлагается выполнить задания невербального неречевого характера: Тем не менее в диагностической практике вербальные методики часто соотносятся с изучением вербального интеллекта, основным компонентом которого считается понятийное мышление, а невербальные методики — с изучением невербального интеллекта, основой которого выступает образное или предметное мышление.

Учитывая сказанное, было бы корректнее говорить не об изучении видов мышления или интеллекта, а о видах применяемых методик по изучению интеллекта: Примеры методик второй категории: Как правило, в современных тестах интеллекта в одной методике совмещаются и вербальные, и невербальные задания, например в тестах А. Такие тесты являются комплексными. Векслера WAIS , один из самых популярных, состоит из 11 субтестов: Задания вербальных субтестов направлены на выявление общей осведомленности, понятливости, легкости оперирования числовым материалом, способностей к абстрагированию и классификации, задания невербальных субтестов — на изучение сенсомоторной координации, особенностей зрительного восприятия, способностей к организации фрагментов в логическое целое и т.

По результатам выполнения заданий вычисляются коэффициенты интеллекта: Тесты интеллекта подвергаются постоянной критике, поскольку в большинстве случаев неясно, что же они измеряют: Этот факт даже послужил основанием для обозначения результатов тестирования как тестовый, или психометрический, интеллект.

В психодиагностике постоянно предпринимаются попытки создать тесты интеллекта, свободные от влияния культуры культурно-свободный тест Р. Другой компонент интеллекта — дивергентное творческое мышление — подобному тестированию не поддается.

Получаемые коэффициенты IQ не дают представления об этой стороне интеллекта, что привело к попыткам разработки специальных методов — тестов креативности см. Тесты способностей — это методы, направленные на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками как общего, так и частного характера. В первом случае речь идет об оценке общих способностей сенсорных, моторных, мнемических и т. В зависимости от задач исследования тесты способностей часто объединяются в те или иные батареи; иногда они включаются в батареи с тестами интеллекта, например для более полной оценки способностей человека при проведении профотбора и профориентации.

В настоящий момент батарея GATB за счет разработки ряда ее модификаций для отдельных групп профессий относится к числу наиболее широко применяемых в зарубежной профессиональной диагностике, в частности в США. Отдельный вид способностей представляют собой творческие способности. Совокупность творческих способностей называют креативностью. В теоретическом плане не проведена четкая грань между креативностью как качеством интеллекта, как творческой способностью и как свойством личности.

Поэтому в группу тестов креативности входят весьма разнообразные методики. Наиболее известны тесты Дж. Торренса, разработанные на рубеже —х гг. Торренса состоит из трех субтестов, позволяющих оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления, получить представление о качественном своеобразии этих структур креативности у разных людей.

Задания требуют от испытуемого продуцировать идеи в вербальной форме, в форме некоторого рисунка, изображения. В зависимости от количества и оригинальности идей судят об уровне развития креативности испытуемого. Тесты достижений предназначены для оценки уровня овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо конкретной деятельности и используются преимущественно в сферах обучения и профотбора. По типу задания различают тесты действия, письменные и устные тесты.

Тесты действия выявляют степень умения выполнять действия с определенными инструментами, орудиями, материалами, механизмами и т. Письменные тесты представляют собой систему вопросов и возможных ответов на специальном бланке. Иногда вопросы иллюстрируются рисунками, сопровождающими вопрос. Задача испытуемого — либо выбрать правильный словесный ответ, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации, либо найти в рисунке деталь, дающую правильное решение соответствующего вопроса.

Устные тесты — это системы устных вопросов, предусматривающие обход трудностей, возникающих из-за отсутствия у испытуемого опыта в формулировании ответов. Тесты достижений используются в первую очередь в сферах обучения и профотбора. В последнее время они приобрели огромную популярность в виде разнообразных игр на радио и телевидении.

В рамках проективного диагностического подхода получение информации основано на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его слабой структурированности и неопределенности объектом проекции. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа проекции, называются проективными прожективными. Понятие проекции для обозначения этих методик впервые было использовано французским психологом Л.

Необходимость смены названия была продиктована постепенным отходом в интерпретации методик этой группы от идей психоанализа. Каждое проявление активности эмоциональное, речевое, двигательное несет на себе отпечаток личности в целом. Чем менее стереотипны стимулы, побуждающие к активности, тем ярче проявление личности. Первое описание проекции как естественной тенденции людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов и всей психической организации причем защитные механизмы могут проявляться, а могут и не проявляться принадлежит американскому психологу Г.

Создание теоретической концепции проекции в применимом для исследования личности виде обусловило бурное развитие проективных методик, которые в настоящий момент занимают видное положение в зарубежной психодиагностической практике. Тестирование с помощью проективных методов имеет следующие наиболее общие особенности. В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации. При этом предполагается, что чем слабее он структурирован, тем выше степень проекции: Благодаря этим особенностям проективные методики нередко используются на начальных этапах психологической работы с клиентом или в начале комплексного психологического тестирования личности, поскольку позволяют установить контакт и вызвать интерес к обследованию.

Немаловажным достоинством многих проективных методик является то, что ответы испытуемых не обязательно должны даваться в вербальной форме как в случае с опросниками , что позволяет использовать их в работе и со взрослыми, и с детьми. Классификация проективных методов принадлежит Л. Он предложил различать проективные методы в зависимости от характера реакций испытуемого. В современной, дополненной классификации проективных методов различают конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, экспрессивные, импрессивные, аддитивные методики.

Конститутивные методики характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создать некую структуру из слабоструктурированного, аморфного материала, оформить стимулы, придать им смысл. Примером методик этой группы является тест Г. Испытуемому предлагается ответить на вопрос, на что, по его мнению, похоже каждое пятно.

В зависимости от ответов обследуемого судят о его переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденциях к беспокойству и тревожности и др. Роршаха в высокой степени удовлетворяет ориентацию проективной психологии на использование нестереотипных стимулов.

12. Понятие психологического теста. Классификации психологических тестов.

Стимульный материал данного теста не навязывает испытуемому ответов, в связи с чем он является наиболее часто используемой в зарубежной психодиагностике проективной методикой. Испытуемому предлагается самостоятельно отметить контуры и рассказать о том, что изображено на картинках. Конструктивные методики подразумевают конструирование, создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Среди них школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки, деревья, автомобили, фигурки людей и животных и т.

Определяется подход испытуемого к конструированию макета, реалистичность его построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т. Интерпретативные методики подразумевают истолкование испытуемым какого-либо события, ситуации. Примерами являются тест тематической апперцепции ТАТ , тесты словесных ассоциаций. Стимульный материал ТАТ представляет собой набор из 30 черно-белых изображений, на которых представлены относительно неопределенные сцены, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Испытуемому предлагается составить рассказ по каждому изображению: На основе рассказа испытуемого создается представление о его переживаниях, осознаваемых и неосознаваемых потребностях, конфликтах и способах их разрешения.

В тестах словесных ассоциаций стимульный материал состоит из списка не связанных между собой слов, на каждое из которых испытуемый должен как можно быстрее дать первое пришедшее на ум слово-ассоциацию. Катартические методики представляют собой осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях. К ним относят, в частности, психодраму Я. Морено, рассматриваемую как проективную методику исследования личности.

В ходе мини-представления, в котором испытуемый протагонист играет роль самого себя или воображаемого лица в значимых для себя ситуациях, проявляются его личностные особенности, а путем аффективного отреагирования в драматических ситуациях, созвучных переживаниям испытуемого, достигается терапевтический эффект катарсис — очищение и инсайт — озарение.

Методика не имеет стандартной процедуры проведения, данных о валидности и надежности, вследствие чего применяется в качестве не столько психодиагностической, сколько психотерапевтической методики в групповой психотерапии. В экспрессивных методиках получение информации основано на анализе рисунков испытуемого. Рисунки могут быть на свободную или заданную тему. Манши, многомерный рисуночный тест Р. Блоха, тест рисования пальцами Р.

Проведение рисуночных тестов не требует больших затрат времени, обычно допускает групповую форму. Основными подвергаемыми анализу элементами рисунка являются его размер, положение на листе вверху, внизу, в центре, в углу , поворот рисунка влево или вправо, нажим слабый, стандартный, сильный , характеристика линий ровные, дрожащие, прерывистые, двойные , наклон фигуры, плотность и площадь штриховки, количество и характер деталей.

Как правило, рисуночные методики подразумевают дополнение рисунка рассказом испытуемого об изображенном, составление истории по рисунку, опрос испытуемого по прилагаемому перечню вопросов. Анализируются и поведение испытуемого во время выполнения задания, его высказывания, вегетативные проявления, длительность работы над рисунком.

Для увеличения достоверности интерпретации желательно проводить рисуночные методики в комплексе с другими тестами, дополнять их результатами беседы и наблюдения. Импрессивные методики подразумевают предпочтение одних стимулов как наиболее желательных другим.

Испытуемый оказывается в ситуации, когда необходимо либо выбрать наиболее предпочтительные стимулы, либо проранжировать стимулы по степени предпочтения. Например, в тесте Л. Сонди испытуемому предъявляются 48 портретов психически больных людей, разбитых на шесть серий, с инструкцией выбрать в каждой серии по два наиболее и наименее понравившихся портрета. Отдельную подгруппу импрессивных тестов составляют тесты цветового выбора цветовой тест отношений А.

Эткинда, тест цветовых метафор И. Соломина, тест цветных пирамид М. Все эти тесты базируются на тесте швейцарского психолога М. В основе теста Люшера лежит предположение о том, что выбор цвета отражает настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Каждый цвет спектра является пусковым сигналом, вызывающим у человека разнообразные, не осознаваемые в полной мере ассоциации. Например, с красным цветом человек сталкивается преимущественно в ситуациях опасности и напряженной борьбы это цвет крови, огня , что приводит к ассоциированию этого цвета с соответствующим для таких ситуаций состоянием нервно-психического напряжения, мобилизованности, активного действия.

Соответственно, предпочитать в ситуации тестирования красный цвет будет человек активный и хорошо отдохнувший, для которого ассоциативная специфика восприятия цвета будет соответствовать его энергетическим возможностям и мотивационным установкам, отвергать — человек утомленный и заторможенный, для которого возбуждение в данный момент неуместно, идет вразрез с наличным энергопотенциалом и установками.

Аддитивные методики подразумевают произвольное завершение испытуемым стимульного материала, например завершение предложения методики А. В зависимости от характера завершений судят о потребностях и мотивах испытуемого, его отношении к семье, сексу, вышестоящим по работе и т.

Франка неоднократно критиковалась за описательность, смешение критериев, нечеткое разделение групп методов. При выделении группы катартических методов произошло смещение акцента с процесса на результат катарсис. Вряд ли достаточно обоснован выбор характера реакций испытуемого в качестве критерия построения претендующей на полноту охвата классификации проективных методов, тем более что выделенные Франком категории оказались заданы не столько характером реакций испытуемого, сколько характером самого стимульного материала и целью исследования.

В связи с этим возникает необходимость в разведении проективных тестов по нескольким критериям. Новочадов предлагают следующую классификационную систему проективных методик: Большинство психодиагностических методик подразумевает задействование зрительной модальности. Это является отражением особой важности роли зрения в приеме информации у современного человека: Тем не менее существуют методики, где стимуляция предъявляется испытуемому на слух, например в тесте словесных ассоциаций, где тестируемый должен как можно быстрее дать слово-ассоциацию на произносимое психодиагностом слово-стимул.

Известны также попытки создания проективных методик, обращенных к тактильным ощущениям. По характеру стимульного материала проективные методики могут быть вербальными, где в качестве стимула выступает слово, предложение или текст, и невербальными, с предметной, цветовой, рисуночной и прочей стимуляцией. Принято различать следующие типы ответов испытуемых: В соответствии с этим проективные методики предложено делить на ассоциативные, интерпретативные, манипулятивные и методики свободного выбора.

В зависимости от наличия готовых вариантов ответа различают полупроективные методики, где испытуемому предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответа на проективную стимуляцию в некотором смысле — аналог закрытых опросников , и собственно проективные, где такие варианты отсутствуют.

Примером полупроективной методики может быть тест Л. Сонди обычно наиболее известные тесты называются только по фамилии, здесь именно такой случай , где испытуемому предлагается выбрать в каждой серии портретов по два понравившихся и два непонравившихся.

Испытуемому может не понравиться ни один портрет, а ненравящихся может быть больше, чем два, однако принудительная инструкция ставит испытуемого в определенные условия, которым он должен следовать, что накладывает определенные ограничения на проявление его личностных свойств. Безусловными плюсами полупроективных методик являются простота количественной обработки результатов, доступность перевода методик в компьютерную форму, меньшая уязвимость относительно субъективизма интерпретатора.

Общепринятым является представление о том, что проективные тесты имеют преимущество над субъективными, поскольку позволяют выявить неосознаваемые компоненты психического.

Однако необходимо заметить, что эти неосознаваемые компоненты вовсе не обязательно проявятся в результатах тестирования. Оллпорта, нормальный, адекватно приспособленный субъект при проведении проективных тестов дает ответы, аналогичные сознательному отчету в субъективных тестах, либо благодаря достаточно развитому самоконтролю никак не проявляет свои доминирующие мотивы.

Это относительно молодое направление психодиагностики, связанное с использованием средств электронно-вычислительной техники. Появление компьютерной психодиагностики обусловлено развитием информационных технологий.

Попытки автоматизировать предъявление испытуемому стимульного материала и последующую обработку результатов предпринимались начиная с х гг. Если в прошлые годы автоматизировались отдельные стадии исследования, например предъявление материала, обработка данных, интерпретация результатов, то на современном этапе все чаще можно встретить программы, которые берут на себя все обследование целиком вплоть до постановки диагноза, что сводит необходимость присутствия психолога к минимуму.

Безусловными достоинствами компьютерных тестов являются: Поэтому данные о валидности, надежности и репрезентативности бланковых тестов не могут быть автоматически перенесены на их компьютерные аналоги, что ведет к необходимости новой стандартизации тестов. Недостатки компьютерных тестов вызывают настороженное отношение к ним психологов.

Мало используются такие тесты в клинической психологии, где цена ошибки слишком высока. Выготский выделял три уровня психодиагностики: Компьютерная психодиагностика на сегодняшний день находится на низшем уровне — уровне симптоматического диагноза, практически не давая материала для выявления причин и вынесения прогноза.

Тем не менее, по-видимому, компьютерные тесты имеют большое будущее. Многие из перечисленных недостатков компьютерной психодиагностики наверняка будут устранены благодаря дальнейшему развитию электронной техники и совершенствованию психодиагностических технологий. Залогом такого оптимизма является нарастающий интерес науки и практики к компьютерной диагностике, в арсенале которой уже сейчас имеется свыше компьютерных тестов.

Среди существующих компьютерных тестов можно выделить следующие их виды: Пользователем профессиональных компьютерных тестов является психолог, поэтому они разрабатываются специализированными лабораториями или центрами компьютерной психодиагностики.

Эти тесты имеют ряд специфических особенностей: Полупрофессиональные компьютерные тесты ориентированы на специалистов смежных профессий, например на педагогов, менеджеров по персоналу. Такие тесты зачастую снабжены редуцированной интерпретацией без использования специальной лексики, просты в освоении и работе. Тесты подобного уровня могут быть предназначены и для неспециалиста, рядового пользователя персонального компьютера, интересующегося психологией. Наконец, существует также большое число непрофессиональных компьютерных тестов, направленных на популяризацию психологических идей или преследующих развлекательные цели.

Пользуясь профессиональными или полупрофессиональными компьютерными тестами, необходимо соблюдать те же этические принципы, что и при бланковом тестировании. Важно не распространять результаты тестирования и защищать свои файлы паролем, особенно если у компьютера несколько пользователей. Рассмотрим понятия стандартизации, надежности и валидности теста с позиций классической эмпирико-статистической теории.

В соответствии с этой теорией конструирование тестов для изменения психологических свойств и состояний основано на шкале интервалов. Измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным. Предполагается также, что распределение совокупности людей, обладающих данным свойством, описывается кривой нормального распределения. В основе психологического тестирования лежит классическая теория погрешности измерений.

Считается, что тест — такой же измерительный прибор, как любой физический прибор, и результаты, которые он показывает, зависят от величины свойства у испытуемого, а также от самой процедуры измерения. Под надежностью теста принято понимать устойчивость результатов к воздействию случайных факторов, внешних и внутренних. Наиболее часто проводится оценка ретестовой надежности. Чем теснее коррелируют результаты начального и повторного обычно отсроченного на несколько месяцев проведения теста, тем он надежнее.

Тест есть лишь выборка заданий из их генеральной совокупности. В идеале можно создать сколько угодно эквивалентных форм теста, поэтому определение надежности теста можно провести путем корреляции параллельных форм или эквивалентных равных частей, полученных путем расщепления тестового задания на две части. Поскольку в реальном тесте число заданий ограничено не более , то оценка надежности теста всегда приблизительна.

Тест считается надежным, если коэффициент корреляции результатов составляет не менее 0, Проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, однако теоретически она никак не решается. Валидность означает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен.

Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше другие переменные в том числе внешние , тем тест валиднее. Тест валиден и надежен , если на его результаты влияет лишь измеряемое свойство. Тест невалиден и ненадежен , если результаты тестирования определяются влиянием нерелевантных переменных.

Тест считается валидным, если у испытуемого складывается впечатление, что он измеряет то, что должен измерять. Конкретная валидность конвергентная — дивергентная валидность. Тест должен хорошо коррелировать с тестами, измеряющими конкретное свойство либо близкое ему по содержанию, и иметь низкие корреляции с тестами, измеряющими заведомо иные свойства. Тест должен коррелировать с отдаленными по времени внешними критериями. Предполагает полное описание измеряемой переменной, выдвижение системы гипотез о связях ее с другими переменными, эмпирическое подтверждение неопровержение этих гипотез.

Стандартизация теста заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация предполагает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки подробнее об этом см. Тестовые нормы, полученные в ходе стандартизации, представляют собой систему шкал с характеристиками распределения тестового балла для различных выборок.

Известны два пути создания психодиагностических методик: Адаптация теста — это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях применения. Выделяют следующие этапы адаптации тестов:.

Наиболее серьезные проблемы возникают при адаптации вербальных тестов опросников, вербальных субтестов в составе тестов интеллекта. Эти проблемы связаны с языковыми и социокультурными различиями народов разных стран. Многовариантность перевода какого-либо термина, невозможность точной передачи идиоматических оборотов — обычное явление при переводах с языка на язык. Иногда бывает настолько сложно подобрать языковые и смысловые аналоги заданий теста, что полная его адаптация становится сопоставимой с разработкой оригинальной методики.

Понятие адаптации приложимо не только к зарубежным методикам, которые предполагается использовать в условиях нашей страны, но и к устаревшим отечественным методикам.

Устаревают они достаточно быстро: Выбор вида теста объективный, субъективный, проективный , типа заданий с предписанными ответами, со свободными ответами и шкал числовые, вербальные, графические. Подбор первичного банка заданий. Он может осуществляться двумя путями: Второй принцип эффективен при разработке тестов отбора например, профессионального или клинического. Оценка заданий первичного банка содержательной валидности теста, т.

Проводится с помощью метода экспертной оценки. Проводится с помощью корреляционного анализа оценок теста и показателей по внешнему параметру изучаемого свойства например, школьной успеваемости при валидизации теста интеллекта, врачебного диагноза при валидизации клинических тестов, данных других тестов, валидность которых известна, и др. Оценка надежности теста устойчивости результатов к действию случайных факторов, внешних и внутренних. Методика признается надежной, если коэффициент корреляции результатов первичного и повторного тестирования, одной и другой частей теста, одной и другой параллельных форм составляет не менее 0, При более низком показателе надежности производятся корректировка заданий теста, переформулирование вопросов, снижающих надежность.

Стандартизация оценок подразумевает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок эмпирических значений изучаемого показателя в оценки шкальные отражающие место в распределении результатов выборки испытуемых. Определение прогностической валидности, т. Прогностическая валидность также определяется по внешнему критерию, но данные по нему собираются спустя некоторое время после тестирования.

Таким образом, надежность и валидность — это собирательные понятия, включающие в себя несколько видов показателей, отражающих направленность методики на предмет исследования валидность и объект исследования надежность.

Степень надежности и валидности отражают соответствующие коэффициенты, указываемые в сертификате методики. Создание методики — трудоемкая работа, требующая развитой системы заказа на методики с соответствующей оплатой труда разработчиков и гонорарами за использование авторских методик.

Альтернативная медицина Астрономия и Космос Биология Военная история Геология и география Государство и право Деловая литература Домашние животные Домоводство Здоровье История Компьютеры и Интернет Кулинария Культурология Литературоведение Медицина Научная литература - прочее Педагогика Политика Психология Религиоведение Сад и огород Самосовершенствование Сделай сам Спорт Технические науки Транспорт и авиация Учебники Физика Философия Хобби и ремесла Шпаргалки Эзотерика Юриспруденция Языкознание.

Главная В избранное Наш E-MAIL Добавить материал Нашёл ошибку Вниз. Общая характеристика психологического тестирования 6. Возникновение и развитие метода тестирования 6. Классификация психологических тестов 6. Стандартизация, надежность и валидность теста 6.

Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик Тема 6. Общая характеристика психологического тестирования Психологическое тестирование — это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник.

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа: В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч тестовых методик. Классификация психологических тестов Одна из наиболее удачных классификаций предложена американским психологом С.

Стандартизация, надежность и валидность теста Рассмотрим понятия стандартизации, надежности и валидности теста с позиций классической эмпирико-статистической теории. Существуют следующие виды валидности теста. Тест должен охватывать всю область изучаемого поведения. Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик Известны два пути создания психодиагностических методик: Выделяют следующие этапы адаптации тестов: Самостоятельная разработка тестовой методики обычно состоит из следующих этапов.

Выбор предмета явления и объекта исследования контингента. Предварительное тестирование, формирование банка эмпирических данных. Главная В избранное Наш E-MAIL Добавить материал Нашёл ошибку Наверх.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Расписание автобуса 26 в могилеве в будние
Планы конспекты 5 класс
Получить права за месяц
Таблица искусственного вскармливания детей до года
Слот одни вместе текст
Часовня ксении петербургской как добраться
Изофра инструкция капли в нос
Сектор газа мастурбация текст
Крест значение карт
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Точек вводы вывода scada
Плохая сеть на айфоне 5s что делать
Слива ренклод карбышева описание
В каком банке курс доллара дешевле
Стильные вязаные платья схемы
Остеопар инструкция по применению